Цикл лекций «Молчаливые века: о некоторых табу в Средневековье»1. «Духовное брашно» и хвост бобров: сакральная и запретная еда Древней Руси
читать дальшеЕда в средневековой Руси, как и ряд других сфер жизни человека, во многом определялась церковью. Ритм года задавало чередование постных и скоромных дней, длительных постов и больших праздников. Существовавшие пищевые запреты были связаны не только с постами, но и с представлениями церкви о (не)чистоте тех или иных продуктов питания, таких как мясо белки или бобра. Сакральное в еде находило место прежде всего в метафоре литургии, в превращении хлеба и вина в плоть и кровь Христа.
В XVII веке широкое распространение получила метафора «вкушения книги», традиционно обозначавшая некоторый духовный текст, предназначенный в «употребление» праведному христианину. Наконец, еда подчеркивала статусность своего потребителя: царские пиры и «патриаршие» столы обставлялись пышно и богато, со многими переменами блюд и напитков. Царские пожалования близким придворным и церковным иерархам производились не только деньгами, но и едой: осетрами и «рыбкой Семгой», «узорчатыми сахарами» и «конфектами». Слону в царском зверинце также полагался особый продовольственный рацион, напрямую связанный с «царским» и «заморским» статусом животного.
В лекции мы попытаемся ответить на ряд вопросов о том, какое место занимала еда в жизни русского средневекового человека, монаха и патриарха, боярина и царя. Почему нельзя было есть бобра и бобров хвост? Кто и по каким случаям ел лебедя? Как развивалась и реализовывалась идея «пищи духовной»?21 ноября, начало в 19:30 -
hselectorium.timepad.ru/event/829995/2. Хорошая плохая репутация: трансформации образа средневековой ведьмы в современной культуре
читать дальшеПик европейской охоты на ведьм пришелся на позднее Средневековье – раннее Новое время. Наибольший вклад в конструирование образа ведьмы принадлежит авторам демонологической литературы. Их тексты свидетельствуют о том, что женщина позднего Средневековья – раннего Нового времени могла быть признана ведьмой в случае нарушения различных табу «женского» поведения. В дальнейшем средневековый образ ведьмы в западном обществе был актуализирован писателями-романтиками в XIX веке. Они изображали ведьму как объект репрессий государства и церкви. В современном обществе образ ведьмы очень распространен в популярной культуре. В причинах его актуальности и связях с наследием Средних веков мы постараемся разобраться в ходе лекции.5 декабря, начало в 19:30 -
hselectorium.timepad.ru/event/813256/3. Свобода и несвобода средневековых университетов
читать дальшеСредневековые университеты обладали многочисленными привилегиями, которые были им дарованы как светской, так и церковной властью. Зачастую эти правовые вольности приводили к острым конфликтам – к примеру, с жителями городов, где располагались школы, или с местными властями. Университетским привилегиям, сложностям их воплощения в жизнь и их связи с общими средневековыми представлениями о свободе будет посвящена первая часть лекции.
Наряду с привилегиями жизнь членов университетской корпорации регулировали внутренние установления, писаные и неписаные правила и обычаи. Вторая часть лекции будет посвящена допустимому и недопустимому для средневекового студента – в образе жизни, одежде. Наконец, мы рассмотрим проблему интеллектуальной свободы в средневековых университетах: опасности обвинений в ереси и разнообразие тем схоластических диспутов.19 декабря, начало в 19:30 -
hselectorium.timepad.ru/event/813258/Адрес:
г. Москва, ул. Восточная, д. 4, корп. 1, ст. м. «Автозаводская»
Лекторий Культурного центра ЗИЛ