6 октября 2016 года (четверг) в рамках цикла «Публичные лекции «Полит.ру"» выступит историк Татьяна Сабурова, недавно выпустившая в соавторстве со своим американским коллегой Беном Эклофом книгу «Дружба, семья, революция: Николай Чарушин и поколение народников 1870-х годов» (издательство «НЛО», серия «Historia Rossica»).
Тема лекции: «"Другая" жизнь народников в России: как революционеры становились фотографами, журналистами и страховыми агентами»
Народничество начиналось с кружков самообразования и студенческих землячеств, с представлений о просветительской роли интеллигенции по отношению к народу и ее «неоплатном долге» перед ним. За дискуссиями о настоящем и будущем России последовали события, о которых знает, пожалуй, каждый: знаменитое «хождение в народ» 1874 года, революционная пропаганда, аресты, тюрьма и, для многих — ссылка в Сибирь.
Но что было потом? Как изменились взгляды участников революционного движения, прошедших через суровые жизненные испытания? Кем стали народники-пропагандисты 1870-х годов в Сибири? Какие профессии и карьерные пути они выбирали после возвращения из ссылки? Удавалось ли им сохранять связи друг с другом и какую роль в этом играла поколенческая идентичность? Эти вопросы затронет в своей лекции один из авторов книги «Дружба, семья, революция», предлагающей по-новому взглянуть на революционное движение в России в период от Великих реформ до 1917 года.
polit-ru.timepad.ru/event/380902/
* * *
20 октября 2016 года (четверг) в рамках цикла «Публичные лекции «Полит.ру"» выступит лингвист, кандидат филологических наук, доцент Сектора компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ; с.н.с. Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС Михаил Александрович Живлов. Лекция пройдет в рамках нового цикла лекций «Полит.ру» о современной исторической лингвистике.
Тема лекции: «Генеалогическая классификация языков Северной Америки: проблемы и перспективы»
Аборигенные языки Северной Америки отличаются огромным разнообразием, как типологическим, так и генетическим. По данным сайта «Глоттолог», в Северной Америке насчитывается 42 отдельных языковых семьи и 31 язык-изолят (не считая языков, принесённых европейцами). Таким образом генетическое разнообразие языков в Северной Америке больше, чем в Евразии (26 семей и 12 изолятов по данным того же сайта), Австралии (23 семьи и 9 изолятов) или Африке (34 семьи и 17 изолятов). Хотя дебаты о времени заселения Америки продолжаются, общепризнанным остаётся то, что Америка была заселена позже, чем Евразия, Австралия и тем более прародина человечества – Африка. Поэтому больший уровень языкового разнообразия в Северной Америке (как и в Южной, где языковых семей ещё больше) выглядит несколько парадоксально.
Классификация «Глоттолога» максимально консервативна в отношении признания гипотез дальнего родства; в этом она совпадает с консенсусом компаративистов-американистов. Альтернативная классификация, предложенная Дж. Гринбергом, сводит всё языковое разнообразие Америки к трём семьям: эскалеутской, на-дене и америндской, причём подавляющее большинство языков Северной Америки и все языки Южной входят в америндскую семью. Гипотеза Гринберга, однако, построена на весьма сомнительной методике и ненадёжных данных; она была единодушно отвергнута американистами.
Реально ли генеалогическое разнообразие языков Северной Америки или оно – результат слабой изученности языков этого региона с компаративистской точки зрения? Можно ли добиться прогресса в классификации индейских языков и что для этого нужно? Ответам на эти вопросы и будет посвящена лекция.
polit-ru.timepad.ru/event/383063/