22 сентября 2016 года (четверг) в рамках цикла «Публичные лекции «Полит.ру» выступит российский лингвист, канд. филолог. наук, зав. кафедрой Истории и филологии Дальнего Востока, с.н.с. Центра компаративистики Института восточных культур РГГУ; директор Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС Георгий Сергеевич Старостин. Лекция пройдет в рамках нового цикла лекций «Полит.ру» о современной исторической лингвистике.
Тема лекции: «Языки Африки и их значение для реконструкции древнейшей истории человечества»
Согласно текущим подсчетам, на территории африканского континента сегодня представлено около двух тысяч языков – чуть меньше трети от общего числа всех ныне живущих языков планеты. Разнообразие их устройства поражает воображение – от берберских языков Северной Африки, устроенных чрезвычайно похоже на семитские языки Ближнего Востока, до языков банту Центральной и Южной Африки с их необычной и сложно устроенной системой именных классов, и далее до совсем уж «экзотических» бушменско-готтентотских языков Южной Африки с их системами «щелкающих» согласных.
Но откуда берется это разнообразие? Казалось бы, ответ очевиден – исходя из того, что именно в Африке локализируется гипотетическая прародина Homo sapiens, можно было бы думать, что и разнообразие африканских языков должно вести хронологический отсчет с момента появления Языка как такового.
Однако такому упрощенному взгляду на вопрос противоречит модель, выдвинутая в середине XX в. выдающимся лингвистом Джозефом Гринбергом, согласно которому все известные африканские языки, на основании анализа сходств и различий между ними, могут быть расклассифицированы по всего четырем так называемым «макросемьям». Фактически Гринберг свел все разнообразие языков Африки к четырем гипотетическим праязыкам, каждый из которых вряд ли может быть датирован возрастом древнее 10 — 15 тыс. лет, и эта модель классификации, несмотря на многочисленные критические замечания, до сих пор остается естественной точкой отсчета в мировой африканистике.
Насколько верна схема Гринберга? Можно ли ее примирить с данными археологии и генетики? Возможны ли альтернативные модели, основанные на более современном подходе к языковым данным и более тщательной их обработке? Что вообще может дать историческое языкознание для реконструкции древней и древнейшей истории Африки, и почему детальное изучение и сравнение этих языков необходимо для того, чтобы понять, как вообще протекает эволюция и диверсификация языкового пространства? Возможным ответам на все эти вопросы и будет посвящена лекция.
polit-ru.timepad.ru/event/366964/